Предмет и функции педагогики

Педагогика – отрасль науки, которая раскрывает сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности и которая разрабатывает практические пути и способы их результативности.

 

 

Условия. По Подласому определенную область знаний можно назвать наукой, если:

1)      четко выделен, зафиксирован предмет данной науки,

2)      для изучения этого предмета выделяются объективные методы,

3)      зафиксированы объективные связи,

4)      эти закономерности позволяют прогнозировать будущее развитие изучаемых процессов.

 

Педагогика берет свое начало из философии, оставаясь ее частью до XVII века. Впервые наукой педагогику назвал Бэкэн в 1623 году.

 

Предметом педагогики является воспитание:

Лихачев считает, что предметом педагогики является закон процесса воспитания. Харламов – воспитание как социально-организованный педагогический процесс.  Беспалько – пути и методы воспитания. Сластенин – образование как целостный педагогический процесс, который осуществляется в специальных социальных институтах.

 

Функции педагогики:

 

Теоретическая функция. Осуществляется на трех уровнях:

1)      описательно-объяснительный уровень (изучает, описывает),

2)      диагностический уровень (выявляет эффективность деятельности учителя, учеников),

3)      прогностический уровень (построение моделей).

 

Технологическая функция. Так же осуществляется на трех уровнях:

1)      проективный уровень ( разрабатывает методические материалы),

2)      преобразовательный уровень (внедрение в практику новейших достижений),

3)      рефлексивный уровень.