Профессиональная педагогическая компетентность

Маркова выделила следующие виды профессиональной компетентности:

 

  1. Специальная компетентность (владение собственной профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне)
  2. Социальная компетентность (связь с науками)
  3. Личностная компетентность (владение приемами личностного самовыражения, саморазвития)
  4. Индивидуальная компетентность (развитие индивидуальности в рамках определенной профессии)

 

 

Профессиональная педагогическая компетентность может быть раскрыта через умения (по В.А. Сластенину):

1) умения переводить содержание объективного процесса в конкретные педагогические задачи,

2) умения построить и привести в движение педагогическую систему,

3) умения устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания

4) умения учета и оценки результатов педагогической деятельности.

 

Теоретическая готовность педагога:

 

  1. Аналитические умения (умение наблюдать, анализировать, выделять компоненты, устанавливать связь, осмысливать каждую часть, в связи с целым находить закономерности).
  2. Прогностические умения (умение увидеть результат до того момента, как действия совершатся – антицепация  - представление предмета, явления в сознании человека до того, как они будут реально совершены). В зависимости от объекта прогнозирования можно прогнозировать развитие коллектива, наоборот, и объектом прогнозирования может быть сам педагогический процесс.
  3. Проективные умения (перевод цели и содержания образования и воспитания  в конкретные педагогические задачи, отбор содержания, средств, методов).
  4. Рефлексивные умения (умение оценить свою собственную деятельность).

 

Практическая готовность педагога:

 

  1. Организаторские умения:
    1. Мобилизационные (умение привлечь учащихся к процессу обучения)
    2. Информационные (умение найти информацию, обобщить ее, выделить, донести, адаптировать к особенностям коллектива)
    3. Развивающие (развитие познавательных процессов, создание ситуаций)
    4. Ориентационные (развитие, формирование моральных ценностных установок)

 

  1. Коммуникативные умения: умение видеть суть человека, умение педагогического общения – заинтересовать ученика. В.А Канн-Калик выделяет 4 способа:

1.      Речевой вариант,

2.      Двигательно-знаковый,

3.      Смешанный,

4.      Пауза с активным внутренним общением.