Педагог - субъект педагогической деятельности

Педагог как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции:

  1. Функция руководителя, организатора (организует и руководит учебной деятельностью)
  2. Адаптивная функция (помогает детям приспособиться и реализовать свои возможности в меняющихся условиях)
  3. Функция превращения объекта воспитания в субъекта
  4. Превращение общественно значимого содержания в акт индивидуального познания (размышления над знаниями учащегося)

 

 

В педагогической деятельности учитель занимает определенную позицию. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

 

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

·  информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

·  друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

·  диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

·  советчика, если использует осторожное уговаривание;

·  просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

·  вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

 

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. С одной стороны, это взаимосвязь научно-теоретической и практической подготовки, а с другой стороны – психологическая и физическая готовность педагога.

 

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, включающую в себя:

1) интерес к профессии педагога (является основой педагогической направленности и выражается  в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями),

2) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога, выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда может проявиться только при включении в практическую педагогическую деятельность),

3) профессиональные педагогические намерения и склонности.