Виды педагогической деятельности

Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:

  1. Воспитание (духовная деятельность)
  2. Преподавание (передача знаний, обучение)

 

Критерием эффективности воспитания является  изменение в сознании воспитанников, их поведении и эмоциональных реакциях, достижение учебной цели; критерием эффективности преподавания – изменения в интеллектуальной сфере, достижение учебной цели.

 

Рассмотрим эти аспекты более подробно.

 

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет следующие отличительные черты:

1)жесткие временные ограничения,

2)строго определенную цель,

3)варианты способов ее достижения.

 

Воспитательная работа, в отличие от преподавания, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В ней  можно проследить только последовательное решение конкретных задач, направленных на цель.

 

Вторым отличием преподавания от воспитания является планирование. Запланированное формирование знаний, умений и навыков из разных областей науки, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе.

 

Еще одно важное отличие: результат деятельности. В преподавании результат легко выявить и зафиксировать в качественно-количественных показателях. В воспитании это невозможно: осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности.

 

Эти отличия показывают нам что воспитание – более сложный процесс по способам его организации и реализации а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает доминирующее положение.  Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом.