Религиозно-философская мысль о воспитании XIX-XX веков

Религиозные философы значительное место отводили духовному формированию личности, которая способна к творческой деятельности. Они рассматривали религию как национальную ценность.

 

 

Особое внимание отводилось образованию (ведущая роль в развитии духовности). Для религиозной философии был характерен и культурологический подход (как соотношение общечеловеческой и национальной культуры). В образовательном процессе должна лежать идея народности.

 

Белозерцев отметил, что в истории и культуре России есть идеи исключительно российского происхождения, которые имеют особое значение:

 

1)   Идея русского космизма (об особом вселенском предназначении человека). Найти смысл, найти себя. Суть образования с точки зрения космистов: происходит взаимообогащение внутреннего и внешнего мира.

 

2)   Идея национального дома. Человек не должен утрачивать связь с отечеством, с предками.

 

3)   Идея соборности (сообща). Объединяет предыдущие идеи. Человек в процессе взаимодействия с другими людьми обогащается внутренне, но не растворяется в толпе.

 

Светское образование: обучение, воспитание, развитие и т.д.

Религиозное воспитание обладает тем же, плюс специфические компоненты.

 

Система образования с точки зрения религиозной педагогики вместе с семьей должны обеспечить вхождение в культурно-образовательное пространство.

 

Три обязательных элемента культурно-образовательного пространства:

1)национальные традиции,

2)народная (цивилизационная) традиция,

3)традиция, способствующая вхождению в мировое сообщество.

 

Образование в религиозной педагогике – восстановление целостности человека, которая предполагает развитие всех его сторон.

 

Воспитание в религиозной педагогике – спасение, подготовка к жизни в вечности.

 

Обучение в религиозной педагогике – частный случай покаяния.

 

Предмет православной педагогики – процесс приобретения личность духовного опыта.

 

Приоритет отдается нравственному воспитанию. Велика роль дисциплины.

 

Для православных педагогов требования к учителю:

1)призвание,

2)любовь к детям,

3)справедливость.