Методы воспитания

1 классификация – Гринкевич:

  • Методы длительного педагогического воздействия,
  • Методы, которые применяются в случайных ситуациях. 

2 классификация – Харламов:

  • Убеждение. Заключается в глубоком эмоциональном разъяснении. Психологическая основа: опережающее воздействие тех действий и поступков, которые человек хочет совершать.
  • Пример (подражательность). Метод положительного примера.
  • Метод упражнения.
  • Метод одобрения и осуждения. 

3 классификация – Сластенин:

  • Методы формирования сознания личности (беседы, лекции, пример).
  • Методы организации деятельности. Формирование опыта (педагогические требования, упражнения).
  • Методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание).
  • Методы контроля и самоконтроля (анализ, наблюдение).

 

4 классификация – Лихачев:

 

1)   Методы организации жизни и деятельности детского коллектива:

a.   Коллективные игры,

b.   Коллективные соревнования,

c.   Коллективные требования.

 

2)   Методы повседневного систематического общения в обыденных и экстремальных условиях.

a.   Педагогическое требования,

b.   Убеждение,

c.   Осуждение,

d.   Понимание,

e.   Критика,

f.   Доверие,

g.   Конфликтные ситуации.

 

3)   Методы детской самодеятельности:

a.   Методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание),

b.   Самоорганизация чувства и разума (самообучение, самовоспитание, самообладание),

c.   Методы самоорганизации воли и поведения (самоограничения, самостимуляция, самоконтроль).

 

4)   Методы коррекции сознания и поведения личности ребенка:

a.   Пример,

b.   Разъяснение,

c.   Снятие напряжения,

d.   Обращение к стыду, совести, чести,

e.   Требования, поощрения и наказания.